Есть ли место искусству в нашей Новой школе?
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
В.А. Сухомлинский.
Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству,возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Мы живём в сложное и интересное время, когда новые технологии стремительно внедряются в нашу жизнь, расширяя информационное поле.
В свете этих изменений меняется и школьный мир. Всё чаще и настойчивее поднимается проблема изменения школьной системы преподавания, поиска новых педагогических технологий, а значит необходимости появления нового учителя.
Свой взгляд на эту проблему высказал Михаил Казиник в своём обращении к учителям. Возможно, его призыв поможет нам, учителям, найти точку опоры в поисках своего места в новой школе.
Обращение к учителямМихаила Казиника
Дорогие друзья!
У нашей профессии есть два начала -
охранительное и инновационное.
Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур - Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах: Учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях… Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия. Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным.Дорогие друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур - Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах: Учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях… Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия. Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным. |
Уйдет искусство — потеряем поколение. Художественно-эстетический цикл в школе под угрозой. |
Вот некоторые из них:
Не стоит рушить то, что создавалось столетиями
Поддерживаем открытое письмо деятелей искусства и образования, просим содействовать тому, чтобы:
1. Министерство образования и науки РФ сохранило сложившееся столетиями в России место уроков искусства в учебном плане учреждений общеобразовательного типа; восстановило отметку на уроках искусства, отсутствие которой, как показал опыт, существенно снизило их статус в глазах учащихся и родителей; не разрешало преподавание уроков музыки лицам, не имеющим соответствующего образования; организовало общественное обсуждение, в том числе в центральной печати и по телевидению, роли искусства в социализации личности современного школьника.
2. На канале «Культура» ЦТ возродить существующие прежде регулярные учебно-просветительские передачи, направленные на духовное, нравственное, эстетическое воспитание, прежде всего подрастающего поколения.
И.С. КОБОЗЕВА, зав. кафедрой музыкального образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева, доктор педагогических наук, профессор; О.Ф.АСАТРЯН, зав. кафедрой хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент
1. Министерство образования и науки РФ сохранило сложившееся столетиями в России место уроков искусства в учебном плане учреждений общеобразовательного типа; восстановило отметку на уроках искусства, отсутствие которой, как показал опыт, существенно снизило их статус в глазах учащихся и родителей; не разрешало преподавание уроков музыки лицам, не имеющим соответствующего образования; организовало общественное обсуждение, в том числе в центральной печати и по телевидению, роли искусства в социализации личности современного школьника.
2. На канале «Культура» ЦТ возродить существующие прежде регулярные учебно-просветительские передачи, направленные на духовное, нравственное, эстетическое воспитание, прежде всего подрастающего поколения.
И.С. КОБОЗЕВА, зав. кафедрой музыкального образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева, доктор педагогических наук, профессор; О.Ф.АСАТРЯН, зав. кафедрой хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент
Музыка и время: в школы должны вернуться уроки музыки |
«Сегодня поставлена задача по модернизации нашей страны.
Я уверен, что без культуры никакая модернизация
невозможна, ведь вся наша жизнь пронизана культурой
и без нее мы ничего не добьемся. Деятелям культуры,
которые пользуются авторитетом в стране, нужно взять
на себя часть ответственности у государства
в этом процессе.
И.Бутман
Вопросы сохранения культурного наследия и формирования нового духовного поколения оказалась в центре внимания "Единой России". В апреле 2010 года в Москве состоялась дискусссия на тему "Музыка и время".
На встрече представителей культуры и образования с деятелями "Единой России" было высказано мнение о том, что деятелям культуры, которые пользуются авторитетом в стране, нужно взять на себя часть ответственности у государства в модернизационном процессе. Духовное состояние - это то, что формирует культура. Культура - это наша среда, она определяет наше внутреннее состояние, взгляд на будущее.
Известные российские ученые, деятели культуры и искусства обратились в Государственную Думу к председателю Комитета по образованию Григорию БАЛЫХИНУ по поводу ситуации, сложившейся вокруг преподавания предметов эстетического цикла — изо и музыки в школе, а также с просьбой опубликовать это письмо в «Учительской газете» для широкой дискуссии в педагогическом сообществе. |